Сегодня многие информационные источники только и говорят о том, как меняется привычный для всех нас мир. Эту трансформацию можно сравнить с запуском масштабного процесса перезагрузки, где меняется абсолютно все: принципы, нормы, порядки, системы. И как бы странно это не звучало, но причин, способствующих данному положению дел, на самом деле очень много: начиная от технологического прогресса, завершая ментальными переменами в сознании людей.
Наряду с происходящими глобальными переменами подход человека к миропознанию также начинает модифицироваться. Например, люди чаще стали возвращаться к истокам, заботится о своей культурной идентичности, интересоваться хроникой прошедших событий, оберегать свое наследие. Возможно, на это повлиял факт того, что настоящее, уходящее в прошлое в нашем понимании, стремительно переходит в "архив" ценностей. И, как известно, все эти ценности, в свою очередь, попадают в единый механизм под названием история.
Миропознание – это?
Термин "миропознание", если не усугубляться в сложные психологические процессы, представляет собой понятие "образ мира". Иными словами, мы сами выстраиваем в своей голове картину того мира, который видим перед собой, или способствуем ее трансляции другим людям. И так как законы индивидуализации никто не отменял, то и каналов воспроизведения мировой картины может быть бесчисленное множество.
Что связывает экскурсию и миропонимание?
Говоря об экскурсии как об инструменте формирования миропонимания, хочется забежать немного вперед и определить рамки риторики рассуждения. Вопреки научной терминологии, на наш взгляд, экскурсия в данном контексте выступает не как комплекс материальных ценностей, а как разновидность видов восприятия окружающего мира.
-
По модальности восприятие бывает: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое. Современные экскурсии уже все больше и больше напоминают собой целую досуговую программу, где можно не только посмотреть и послушать, но также попробовать, потрогать и понюхать. Например, промышленные экскурсии на производство, экскурсии с элементами мастер-класса, квиз-игры, квеста и т.п.
-
По характеру активности восприятие бывает:
- непроизвольное восприятие, когда восприятие формируется средой, где оказался экскурсанта, а не целями. Хорошим примером являются экскурсии на природе, когда экскурсант невольно растворяется в окружающем мире;
- произвольное восприятие, когда задана конкретная цель и экскурсант на ней сфокусирован. Здесь в качестве примера можно привести музейные экскурсии, где каждый зал раскрывает тему последовательно.
-
По степени организованности восприятие бывает: организованное и неорганизованное. Зачастую зависит от профессионализма экскурсовода. Чем организованнее выстроен экскурсионный маршрут, тем достовернее и качественнее будет воспроизведена та или иная информация, которую экскурсовод должен передать экскурсанту.
-
По характеру и продолжительности восприятие бывает:
- симультанное, когда экскурсант видит всю картину целиком. В качестве примера можно привести обзорную экскурсию по городу, когда создается обобщенное представление о месте, где находится экскурсант;
- сукцессивное, когда задана четкая последовательность и информация от экскурсовода поступает экскурсанту шаг за шагом.
-
По формам существования материи бывает:
- восприятие пространства – это форма определения расстояния, величины, объема и контура. При этом необходимо отметить, что выбор пространственных границ происходит на первоначальном этапе построения экскурсионного маршрута;
- восприятие времени – это форма определения продолжительности, масштаба, темпа. Каждая экскурсия представляет собой некий "временной портал", воспроизводимый на основе хронологического интервала в истории. Как правило, диапазон событий обычно определяется при выборе темы экскурсии;
- восприятие движения – это форма определения скорости, направления, характера и амплитуды. Учитывается при постановке цели экскурсии или при выборе типа передвижения во время ее проведения.
Перечисляя все вышеупомянутые виды восприятия, которые описывает психология, и сопоставляя их с экскурсионной деятельностью в конце концов напрашивается интересный вывод: все они так или иначе создают и передают единый образ того, что экскурсовод транслирует экскурсанту во время проведения экскурсии. Следовательно, можно сказать, что экскурсия не просто помогает нарисовать картину видения мира, а является неотъемлемым механизмом ее воспроизведения.